Реклама в Интернет

 Поиск  Стартовая страница > Религии и оккультные науки > Герменевтика  Карта 

Герметическая традиция в России и Украине XVIII века

© 2002 Г. Бутузов,
авторский перевод англоязычной статьи, написанной по заказу кафедры Английского языка и литературы Вашингтонского Государственного Университета и опубликованной в журнале "Cauda Pavonis", №19-1, Spring 2000


Рейтинг Эзотерических ресурсов Rambler's Top100

Замечание от автора
Данная статья была написана по заказу главного редактора Стентона Линдена, преследовавшего цель взглянуть на развитие герметических идей в Российской Империи "изнутри", опираясь только на славянские источники. Этим объясняется довольно ограниченная библиография. Кроме того, в связи с тем, что я в данный момент не имею доступа к текстам, использованным при написании статьи, приношу свои извинения за возможные неточности в цитатах и названиях, так они представляют собой фактически обратный перевод с английского. Кроме того, библиография в основном оставлена в том виде, в каком она была приведена в американском журнале.

Как можно судить по имеющимся источникам, западноевропейская философия в целом и эзотерические науки в частности не находили отклика в русской мысли до того момента, когда царь Петр I установил постоянный контакт между западной Европой и Российской Империей. Существует также весьма распространенное — и все же ошибочное — мнение, будто первым русским масоном был сам Петр Великий. Несмотря на то, что он был действительно принят в некоторые европейские ложи в качестве почетного члена, не существует никаких исторических документальных подтверждений его постоянного участия в каком-бы то ни было тайном обществе. Тем не менее, вполне очевидно, что именно этот самодержец несет основную долю ответственности за распространение масонства в Российской Империи, и его открытость любым западным влияниям подготовила благодатную почву для развития масонских идей в России.

Несмотря на факты, подтверждающие, что западный мистицизм преодолел российскую границу ранее [1], у нас есть все основания считать 1731 год, когда Великий Мастер Ложи Джон Филипс, доверенное лицо Мастера Великой Ложи Англии лорда Ловелла, впервые появился в России, начальной точкой распространения герметических идей в этой стране. За несколько лет до этого, британский военный специалист Джеймс Кейт посетил Россию. Он вскоре получил чин генерала русской армии, и сыграл немалую роль в развитии тайных обществ в этом государстве. В 1740 году он занял место Филипса в качестве Великого Мастера. Похоже, именно этот человек посеял зерно масонства в почву Российской Империи; хотя, несмотря на отсутствие каких-либо документальных доказательств, подтверждающих, что Герметическая Традиция проникла в российскую культуру ранее, этот вопрос все еще остается открытым, поскольку на мой взгляд, русский фольклор весьма отдаленного периода изобилует откровенно герметической символикой.

Масонское движение в России XVIII века может быть разделено на три основных периода: ранний, когда мода на западный образ жизни захлестнула Россию; затем, период так называемой "философии морали" и возрастающей социальной роли масонства; наконец, период превалирования масонства "высоких степеней" и Розенкрейцерства.

Первый период, относящийся к 1730-1750 гг., довольно точно описан Иваном Елагиным, одним из первых Провинциальных Мастеров. В своих мемуарах он пишет: "Праздное любопытсво и тщеславие, желание узнать секреты и быть на одном уровне с людьми, хорошо известными в обществе, вместе со всеми их регалиями и заслугами, людьми, гораздо более продвинутыми, чем я, и в образовании, и в социальном положении, имена которых были открыты мне некоторыми нескромными братьями... руководили мной вместе со льстящей мне надеждой, что я смогу обрести в их лице могущественных покровителей и друзей, которые помогут устроить мое личное счастье..." [2]. Вот так обстояло дело: еще одно модное течение в стиле бритых бород, способ выглядеть европейцем, и путь на вершину для тех, кто был достаточно хитер, чтобы воспользоваться моментом; однако, как отмечают некоторые исследователи, тут также были задействованы гораздо более глубокие психологические мотивы. Масонский ритуал заключал в себе нечто свежее для любящей пышность русской души, пресыщаенной хотя и яркой, но все же излишне демократической и обыденной Православной традицией; следует признать, что эта мысль не лишена оснований.

После Императрицы Елизаветы, русской царицей стала Екатерина II. Она была известна, как Императрица-Философ, воспетая Вольтером и Дидро. В годы ее правления, масонство в России достигло расцвета. С точки зрения ритуала, эти годы характеризовались упадком Английской системы, поддерживаемой Елагиным [3], и возрастанием интереса к Шведско-Берлинской системе [4]. Эта тенденция типична для второго периода масонства в России: возрастающее влияние Германии совпало с увеличением политической активности лож.

Читатель, вероятно, обратил внимание, что мы еще не сказали ни единого слова о Герметической традиции или духовной подоплеке масонского братства; но это вполне естественно, поскольку мало кого в России интересовали эти вопросы вплоть до последних десятилетий XVIII века. Как пишут в своих воспоминаниях русские масоны, для первого периода масонства в России характерна организация заседаний ложи, как своеобразной вечеринки в ночном клубе, — с шампанским, биллиардом, картами и музыкой. Это был просто еще один повод хорошо провести время вместе.

В то время, как Россия приняла англичанина как своего первого Провинциального Мастера, в Украину первые масонские идеи пришли из Польши. Первая известная ложа была создана в деревне Вишнивцы Волынского района в 1742 году [5], и называлась "Трое Братьев", что неудивительно, поскольку ее основателями были трое родных братьев-поляков. В отличие от России, украинские ложи в XVIII веке были глубоко провинциальными; Киев же оставался в стороне от масонского движения вплоть до 1900 г. Руководящие должности в таких ложах как правило занимали либо военные, либо служащие государственных учреждений, часто находившиеся на весьма низких должностях; люди, играющие серьезную роль в общественной жизни, или же просто широко образованные, проявили интерес к украинскому масонству значительно позже, в самом конце XIX века. Исключений было очень мало, но все же они имели место.

Одной из таких лож стал "Розвiяний Морок" (рассеяный мрак). Эта ложа была основана в 1787 году в Житомире, небольшом провинциальном городе недалеко от Киева. Ее основателем был некий доктор Д.Хайнш (в некоторых источниках Хинч [6]). Единственной информацией, которой мы располагаем об этой ложе, является серьезная заинтересованность ее членов в западной эзотерической традиции; подобно многим другим эпизодам в истории Украины, достоверных сведений о деятельности этой организации не сохранилось. Стоит также упомянуть, что вышеназванный доктор учредил еще одну ложу параллельно первой под названием "Сход Житомирский", в которую принимали только женщин [7].

Тем временем в России масонское движение становилось все шире и шире. Согласно официальной (!) статистике, число членов масонских лож только в Москве и Санкт-Петербурге достигло 2500 человек. Фактически, в среде высшего класса не было уже ни одной семьи, хотя бы один из членов которой не был бы масоном. В масонское движение были вовлечены все главные аристократические фамилии. Например, членами лож Английской системы были графы Р.Л.Воронцов и С.Р.Воронцов, князь Андрей Вяземский и князь Одоевский, также князь П.Толстой. На заседаниях лож Шведской системы можно было встретить князей Гагарина, Долгорукого, Шувалова, Репнина и графа А.И.Строганова. Среди русских Розенкрейцеров достаточно упомянуть князей Трубецкого, Лопухина и Тургенева. Найти человека из среднего класса среди русских масонов было исключительно трудно. Московскую ложу "Астрейя" посещали примерно десяток человек купеческого сословия, однако они не могли подняться выше уровня ученика. Другая ложа, "Урания", могла похвастать наличием лишь одного купца в своих рядах. Несколько лож имели своими членами священников Православной церкви, ставшими членами тайного общества в 1776-1780 гг. [8] Люди из более низких социальных групп никогда не допускались к участию в русских масонских ложах в XVIII веке. Довольно интересное исключение составили некоторые украинские ложи, которые в конце 80-х годов XVIII века принимали в свои ряды богатых евреев. Такая лояльность по отношению к этой национальной группе, необычная для Российской Империи того времени, легко объясняется при просмотре бухгалтерских записей — вновь принятые члены ложи еврейского происхождения платили взносы в 8-10 большие, чем все остальные [9].

Начиная с середины 60-х и далее следы герметических идей начинают прослеживаться в русской литературе. В целом, для этого периода развития русской драмы было характерно использование иностранных (в основном французских) или искусственно созданных имен героев. Но в 1765 году драматург Владимир Лукин, масон и член Елагинского круга, в одной из пьес использовал женское имя София, которое вслед за ним стали употреблять в своих произведениях Фонвизин, Капнист и Грибоедов; это всегда было значащее имя, символизировавшее чистоту, мудрость и невинность [10].

В 1760-е годы многие русские масоны начали проявлять серьезный интерес к Немецкой системе. В 1762 г. в России была основана ложа "Zur Glucklischen Eintracht" (счастливое согласие). Три года спустя, купец из Германии Людер основал в Санкт-Петербурге ложу "Knights Capitulum", придерживавшуюся правил Строгого Наблюдения (Observantia Stricta) [11]. По сути, это было региональное представительство Ordo Templi в России; и все же, тогда системе тамплиеров не удалось пустить корни в этой стране. 12 марта 1771 г. барон фон Райхель зарегистрировал Ложу Аполлона — первую, придерживающуюся так называемой Шведско-Берлинской системы, изветной также как Ослабленное Наблюдение (Laxe Observantz). Начиная с этого момента члены Елагинских лож стали переходить к фон Райхелю, и в 1776 г. Елагин осознал, что для его карьеры ситуация складывается критическая. В тот же год ранней осенью он подписал официальное соглашение с фон Райхелем, и путевку в жизнь получила новая объединенная Великая Ложа Санкт-Петербурга. Она объединила восемнадцать Елагинских лож и ложи Шведско-Берлинской системы. Люди, искавшие новое в организации барона фон Райхеля, в конце-концов обнаружили, что особой разницы между масонством Елагинского толка и немецкими ложами не было. Кроме того, Екатерину II стало очень сильно раздражать влияние, оказываемое на русские аристократические круги шведским королем Густавом III. В результате в 1782 году на свет появился Устав Благочиния, давший официальное разрешение на преследование масонов по политическим мотивам. Два года спустя, по собственной воле, Великий Мастер Елагин прекратил деятельность Великой Ложи Петербурга. Понимая сложность момента, он решил, что теперь самое время уйти со сцены.

Многие масоны, примкнувшие к союзу Елагина-фон Райхеля были в целом весьма недовольны деятельностью объединенной ложи, поскольку: а) она не обещала высоких степеней посвящения для тех, кто жаждал административной карьеры; б) она не давала своим членам достаточных знаний герметических наук, которые интересовали многих братьев. В результате, идеи Розенкрейцерства стали овладевать умами в России.

Наиболее важными действующими лицами в русском Розенкрейцерстве стали Иоганн Георг Шварц, часто называемый на русский манер "Иваном Егоровичем" Шварцем, и господин Новиков — глава русских розенкрейцеров. Первый был очень образованным человеком, немецкого происхождения, чье знание русского языка было, мягко говоря, неординарно; одно время ему даже предлагали пост профессора Философии в Московском Университете. Второй, господин Новиков, был неаристократического происхождения. Родившийся в маленькой деревне Тихвинское, в имении отца, землевладельца из низших классов, он не получил пристойного образования. Его дальнейшие успехи в книгоиздательской деятельности объясняются только его немалыми способностями и трудолюбием. Одной из основных целей, которые он видел в масонском движении, было моральное совершенствование братьев [12], которое, по его мнению, не обеспечивали ложи Елагина и фон Райхеля. На самом деле, Розенкрейерство как таковое было известно русским братьем задолго до того, как Шварц совершил поездку в Германию в 1781 году, где установил первый официальный контакт с розенкрейцерами. За пять лет до этого, Новиков встречался с князем Репниным, который перечислил ему длинный список европейских лож, в которых он достиг высоких степеней, ища "истинное" масонство, пока не встретил некую таинственную личность, посвятившую его в Орден Розенкрейцеров. Из своей заграничной поездки Шварц привез письмо, подписанное герцогом Брауншвейгским, а также некоторые документы, переданные ему непосредственно немецкими розенкрейцерами. Первое не выглядело слишком привлекательно для друзей Новикова и Шварца, в отличие от второго — поскольку Брауншвейг практически не давал российским масонам и намека на независимость.

Через два года, в 1783 г., русское масонство окончательно перешло от Берлинской системы к Розенкрейцерству. В официальном письме, датированном 30 июля 1783 г., князь Трубецкой информирует братьев о вновь учреждаемом Теоретическом Градусе (Theoreticus Degree) [13], который бы позволил "получить его преимущества достойным, и помочь нам избежать ошибок, о которых сказано в Новом Завете: "да будет проклят скрывающий талант свой".

Этот момент следует рассматривать как точку отсчета для систематических исследований Герметической традиции русской интеллигенцией. За несколько последующих лет много фундаментальных герметических текстов были переведены на русский с немецкого и латыни, и распространены среди братьев в рукописном виде.

В тот же год был учрежден временный союз четырех лож — Три Знамени, Озирис, Латона, и Сфинкс. Основной целью этого сюза была подготовка и отбор братьев, которые могли быть удостоены Теоретического Градуса. Год спустя, эта четырехкрылая организация была заменена Объединенной Провинциальной Ложей с Великим Мастером князем Долгоруким во главе. В соответствии с системой Новикова, Теоретический Градус фактически соответствовал Второму Розенкрейцерскому градусу, над которым находились семь высших степеней. В розенкрейцерский период русского масонства шестьдесят братьев получили степень Теоретикус, и двадцать были удостоены более высоких степеней. Тургенев имел четвертую степень посвящения (Философус). Существуют указания на то, что Новиков и Трубецкой стояли на пятой или шестой ступени посвящения.

Розенкрейцеры устраивали специальные Теоретические собрания, целью каковых являлось распространение Герметического знания среди русских масонов. Эти встречи значительно отличались от других масонских собраний в России; в целом, их ритуал был значительно упрощен. Основное внимание на этих встречах уделялось чтению "Учебника Теоретических Братьев", переданного Шварцу в Германии в 1781 году, когда он сам получил степень Теоретикуса от немецких розенкрейцеров. Этот документ представлял собой рукопись, содержащий классические розенкрейцерские тексты, в основном алхимического характера. Его идеологические особенности хорошо демонстрирует следующий пассаж: "Тот является Философом, кто старается приблизить свой образ к своему Создателю, и который познает себя и Природу в ее различных проявлениях". В соответствии с инструкциями, полученными от немецких Братьев, этот учебник был читан в течение девяти собраний Теоретических Братьев. Захар Корнеев, Теоретикус, сделал специальный рукописный компендиум для своих коллег, который включал в себя выдержки из различных алхимических работ, представленных в "Учебнике". Этот компендиум был весьма популярен среди русских масонов; он включал в себя космогенез (концептуально близкий к Роберту Фладду), описание четырех Стихий, описание свойств Соли, Сульфура, и Меркурия, и свойств Семи Металлов [14].

До своего отъезда из Санкт-Петербурга, Новиков был известен как издатель и редактор журналов "Научные Новости Петербурга" и "Утренний Свет", оба образовательного и духовного характера. Тем не менее, Новиков не был доволен своей активностью в этой области, а также своими отношениями с Райхелем, и в 1779 году он перебрался в Москву, где начал издавать свой журнал в сотрудничестве со Шварцем. Последний был также весьма заинтересован в масонстве, но не обсуждал эти темы с Новиковым в начале их знакомства, поскольку сичтал, что его нон-конформисткие идеи скорей всего не будут восприняты ортодоксальным Братством [15]. Тем не менее, два эти человека позже стали соратниками в деле пропаганды русского Розенкрейцерства; возможно, единственными объединяющими их идеями было неформальное отношение к масонству, отрицание пышных ритуалов и стремление к духовному просветлению. В то время, как Новиков в основном интересовался алхимическими текстами и моральным совершенствованием братьев, Шварц пропагандировал мистические идеи Бёме, которым он восхищался. Он опубликовал несколько довольно пространных комментариев к работам Бёме в журнале "Вечерняя Заря" в 80-х годах XVIII столетия.

Следует также упомянуть другую личность, не так широко известную, но, тем не менее, игравшую важную роль в пропаганде герметической философии в России. Я имею в виду Алексея Кутузова. Фактически, он был постоянным представителем московских розенкрейцеров в Берлине; его основной целью было информировать русских Братьев в отношении "новостей в развитии Герметических наук" [16]. Алексей Михайлович переехал в Берлин в 1787 году, и оставался там вплоть до своей смерти (умер он между 1797 и 1803 годами); его роль "чисто герметического" исследователя является уникальной для русского масонства.

Другой заметной фигурой в русском масонстве был Семён Гамалея, выпускник Петербургской академии и розенкрейцер высокой степени. Сам по себе он являлся главой московской ложи "Девкалион", но основное его время занимала публикация герметических текстов на русском языке. Он являлся специалистом в немецкой мистической традиции; главным его интересом был Бёме. Уровень его посвящения была такой же, как у Новикова, барона Шрёдера и князя Трубецкого. Кроме того, он был основателем и Великим Мастером масонской ложи в купеческом городе Тула. Он был близким другом Новикова, и последний доврял ему безмерно. После подавления первой волны розенкрейцерского движения в России, Гамалея переехал в село Тихвинское (принадлежавшее родителям Новикова), где вел очень скромную, а точнее, аскетическую жизнь; его единственной собственностью была маленькая холодная комната, в которой он занимался медитацией и чтением Библии. Все, кому удалось в этот период повидать Гамалею, характеризует его как в высшей степени духовную личность, как человека доброго, но очень сурового. Он умер в 1822 году в глубокой нищете [17].

В 1783 г. в Москве был издан указ, разрешающий частные типографии. Новиков, до этого момента пользовавшийся возможностями типографии Московского Университета, теперь открыл свое дело, назвав его Издательским Домом Лопухина, так как он привлек к этой деятельности своего друга И.В.Лопухина, тоже выдающегося русского масона. И тем не менее, наиболее важные герметические источники были опубликованы в малом количестве без какой-либо информации касательно имени издателя; Новиков в основном публиковал книги в расчете на масонскую аудиторию, и не собирался их распространять в открытой продаже. Это дело оказалось очень сложным и дорогостоящим для двух партнеров, и осенью 1784 года было основано Московское Типографское Общество, полностью финансируемое Розенкрейцерским братством. В течение последующих трех лет — благодаря таким неутомимым переводчикам, как Гамалея — эта компания опубликовала следующие важнейшие герметические тексты: Corpus Hermeticum, ‘Der Weg zu Christo’ by Jacob Boehme, ‘Opus Mago-cabalisticum et Theologicum’ Веллинга, ‘Aurea Catena Homeri’ Кирхвегера, ‘Psalterium chymicum’ псевдо-Парацельса, ‘Novum Lumen Chymicum’ Сендивогия, ‘Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris metaphysica’ Фладда, ‘Himmlich Manna, Azoth et Ignis’ Вайгеля, ‘Gemma Magica’, приписываемая Франкенбергу, ‘Theologia Mystica’ Джона Портиджа, а также‘Gottliche und wahre Metaphysica’ и ‘Der Sechs Tage-Wercke dieser Welt Geheime Bedeutung’ Георга Ретцеля, и ‘Des Erreurs et de la Verite’ by Луи-Клода Сен-Мартена. Кроме того, в этот период были публикованы работы некоторых ранних христианских мистиков, а также книги, посвященные масонству (ритуал, история, организация и т.д.).

В общем, мы можем разделить русских розенкрейцеров на две основные группы. Те, кто принадлежал к первой — как Лопухин, Краевич, Корнеев, — были по сути последователями Бёме, Арндта и Фомы Кемпийкого; вторая группа объединяла людей, в основном интересующихся алхимической литературой (Парацельс, Кирхвегер). К этой последней относились Новиков, Алексей Кутузов, А.Петров, И.Тургенев. Среди книг, рекомендованых для Братьев высших степеней посвящения были также "12 ключей" Василия Валентина и "Lumin de Lumine" Томаса Воэна. Много рекомендованных книг были доступны только в виде рукописей, которые многократно переписывались братьями [18]. Вообще говоря (за одним исключеним, о котором мы расскажем позже), в этот период русскими последователями герметической традиции не было написано ни одного оригинального текста. Весь русскоязычный герметический корпус можно разделить на три основные части: переводы классических работ, составленные из этих переводов компилляции, и лекции, написанные для заседаний Ложи. Несоменно, лучшим лектором на герметические темы среди русских масонов был сам Шварц.

Несмотря на то, что герметическая идеология начала проникать в сознание русскоязычной аудитории, она требовала рационального обоснования. Дело в том, что в период правления Императрицы-Философа вольтерианское мировосприятие настолько трансформировало русскую мысль, что без соотвествующей рационализации ни одна мистическая идея вообще не могла быть воспринята аудиторией. Шварц и его ученик Давидовский довольно настойчиво пропагандировали мысль, что рациональное мышление является необходимым инструментом на пути к откровению и просветлению; они даже оправдывали Вольтера, чьи произведения, согласно Шварцу, были не плохи сами по себе, но просто неверно истолкованы злонамеренными людьми. Например, Давидовский заканчивал свои лекции такими словами: "Под сияющей звездой Разума, давайте поместим в центр наших сердец Священные Скрижали божьего завета, так, чтобы Истинный Свет мог осветить их".

Лекции Шварца стали основным источником герметических идей для русских масонов. Так открывалось одно из его выступлений: "Герметическая Философия — мать: она основывается на знании Природы...., она обладает знанием Стихий, Первоматерии, совершенствования металлов, и множества других вещей; таким образом, она сама в себе является Природным Учением — Физикой и Алхимией" [19]. Шварц ушел из жизни внезапно, в феврале 1784 г., на вершимне своей социальной активности. Его смерть стала первой грозовой тучей на горизонте русского Розенкрейцерства.

В 1786 г. скончался Император Фридрих II. С восшествием на престол его наследника, Фридриха Вильгельма II, Орден Розенкрейцеров стал реальной политической силой в Пруссии; многие Братья решили, что больше, пожалуй, нет смысла изучать алхимические трактаты, когда политическая власть сама плывет к ним руки. Эти перемены также сказались и на русских розенкрейцерах; время теперь выдалось не слишком удачное для герметических штудий их посла в германии Алексея Кутузова. Тем не менее, поначалу он был все же оптимистично настроен: "Через год ситуация может сильно измениться," — писал Алексей Михайлович Князю Трубецкому. Через год ситуация действительно изменилась, но весьма неожиданным образом. Московская группа, возглавляемая Новиковым, распалась; сам Новиков и многие другие Братья были арестованы. Императрица-Философ вновь начала преследовать масонов — теперь уже Розенкрейцеров. В итоге, на рубеже XVIII-XIX веков, первая волна розенкрейцерства в России фактически захлебнулась. Шварц был мертв, Новиков в тюрьме, Кутузов влачил жалкое существование в маленькой комнатке в Берлине, лишенный поддержки русских Братьев, без гроша в кармане. Возрождение не заставило себя долго ждать — но с начала XIX века русское масонство уже гораздо более серьезно следовало правилам конспирации.

Фактически, русские масоны конца XVIII века имели два источника сакрального знания — немецкое Розенкрейцерство, и авиньонскую школу "Academie des Vrais Macons", основанную Пернети. С административной точки зрения, влияние последней было относительно невелико, но благодаря устойчивым связям, сложившимся между русской аристократией и французским масонством в лице "Academie des Sages" в Монпелье, Южно-французская система была официально принята в некоторых московских ложах в восьмидесятые годы XVIII века, и играла важную роль в их мистическом образовании. Сен-Мартен также был популярен среди русских масонов, в основном благодаря его непосредственным контактам с князем Воронцовым, князем Голициным и В.Зиновьевым. Некий загадочный господин Тиман, гипнотизер и близкий друг князя Репнина, который проводил большую часть времени на юге Франции, играл для франко-ориентированных русских масонов ту же роль, какую играл Алексей Кутузов для русских рознекрейцеров, являясь их неформальным послом на Западе.

В отличие от Новиковской системы, французские ложи сумели пережить чистку девяностых годов, и продолжили герметическую традицию в России XIX века. Одной из наиболее влиятельных лож французского типа был "Новый Израиль". Адмирал Плещеев, в период своей поездки по Франции в 1788 году, посетил многие города на юге страны, и привез оттуда увлечение школой Нового Израиля, или Божьих Людей, с которыми там познакомился. В России, главой Нового Израиля стал граф Грабянка, польского происхождения [20]. Орден располагался в Санкт-Петербурге, и одной из его основных практик было "общение с небесами", т.е. мистический обмен информацией между Братьями и духовными сущностями, включая самого верховного Бога. Наиболее известными членами ордена были князь Репнин и адмирал Плещеев. На мой взгляд, граф Грабянка является очень важной и, пожалуй, недооцениваемой фигурой в истории герметической традиции в России. Есть документальные подтверждения того, что что некоторые члены ордена занимались практической лабораторной алхимией (вероятно, это единственный случай в русской истории), и этот факт стал основой критики Нового Израиля русскими розенкрейцерами, которые обвиняли Грабянку в занятиях черной магией [21]. Православное духовенство настоятельно требовало действий, и в 1807 году граф был арестован и заключен под стражу. Резко негативное отношение к алхимической практике является отличительной чертой русского герметизма; похоже, в России внутренний аспект алхимического делания был признан единственно приемлемым задолго до К.Г.Юнга.

После разгрома Розенкрейцерского ордена, Елагин почувствовал, что вновь приходит его время. За предшествовавшие годы его взаимоотношения с бароном Райхелем стали довольно близкими, и Елагин в конце-концов серьезно заинтересовался герметической традицией. Райхель обеспечил его литературой, которую Елагин когда-то презирал "за абсурдность", — в том числе работы Веллинга, Фладда, Гермеса Трисмегиста. Есть свидетельства, что отношение Елагина к фигуре Шварца было довольно болезненным, он все время искал "реванша", даже после смерти русского немца. Прочитав все источники, предоставленные ему Райхелем, Елагин начал писать свой собственный герметический трактат, озаглавленный "Учение Древней Мудрости и Теософии, или Масонская Наука в пяти книгах" — вероятно, единственная попытка создать аутентичный герметический текст на русском языке в XVIII веке.

В соответствии с авторским планом, 1-я книга посвящалась истории Масонства, начиная от Адама, 2-я книга должна была содержать каббалистические исследования, теорию Сефирот и имена Бога, 3-я разъясняла первые три масонские градуса, 4-я — градусы 4-7 соответственно, в 5-й же предполагалось поместить таинства бытия Бога, Творения и Падения. Елагин так и не закончил свою работу; он подготовил рукописи книг 1-3, и некоторые наброски для пятой книги, однако ничего из этого так и не было опубликовано [22].

Как я уже упоминал, в начале XIX века влияние розенкрейцерских идей на русские вновь стало заметным, но на этот раз оно приняло в определенном смысле Прусскую схему развития. Алхимия уже более не играла такой важной роли, как ранее, и политический успех стал теперь для русских Братьев le desir desire, простите мне этот каламбур.

В 1803 г. сенатор Голенищев-Кутузов учредил в Москве ложу Нептуна. Ее члены, включая князя Михаила Кутузова (того самого, что стал во главе русской армии в период войны против Наполеона) , начали играть ключевые роли в политической жизни России. В том же году группа французских подданых организовала в Одессе ложу "Понт Эвскинский" [23], официально зарегистрированную в 1817 г. Она была, естественно, ориентирована на французскую систему, и имела огромное влияние на юге Украины. Среди ее членов были знаменитый генерал Ланжерон и профессор Лоран, Генерал-губернатор Одессы, Херсона и Новороссийска. В сумме ложа насчитывала около семидесяти членов. Девятью годами позднее, в Феодосии (Крым), Ланжерон учредил Ложу Иордана. Она также основывалась на французской системе, однако ее главой стал гражданин Италии Ф.Лагорио, Вице-Консул Сицилий [24]. Членом этой ложи среди прочих был князь Волконский, который несомненно поддерживал контакт со сходными ложами Москвы и Петербурга, и осуществлял обмен информацией между ними.

В течение первой декады XIX века были открыты некоторые новые ложи, члены которых считали изучение "Соломоновых наук" необходимым [25]. Две из них заслуживают упоминания: "Умирающий Сфинкс", учрежденный А.Ф. Лавазиным, и "Ad Caput Mortuum"; членами последней, к примеру, были князь Трубецкой и адмирал Мордвинов. Тем не менее, число масонов, заинтересованных в "теории", или, скорее, самой герметической традиции, умпеньшалось с каждым годом. Последователи Новикова все еще существовали, однако общественные отношения, сложившиеся в XIX столетии заставили их продолжать свое дело в тайне и забвении [26].

В целом можно заключить, что герметическая традиция в ранний период своего распространения в России и Украине в основном поддерживалась масонскими организациями. Она оказала ощутимое влияние на жизнь в этих странах, однако наибольшее влияние масонство имело все же в сфере общественных взаимоотношений. Мистический взгляд на мир в целом не был типичен для русской аристократии и интеллигенции в этот период, и большинство герметический идей требовали вольтерианской рационализации для того, чтобы быть воспринятыми. Мистические философы, подобные Гамалее, и практикующие алхимики, подобно Грабянке, являлись скорее исключениями. В конце XVIII — начале XIX века русское масонство разделилось на две ветви: политически-ориентированную, и своего рода "подполье", занимавшееся герметическими исследованиями достаточно скрытно, и — вероятно, благодаря этому, - дожившее до наших дней.

Примечания

  1. Например, в русских хрониках XVII века существует несколько записей, в которых упоминается некий господин Квирин Кульман, который со своим другом Нодерманом приехалл в Россию в 1689 году, чтобы пропагандировать идеи Бёме. Через несколько месяцев, 4 октября 1689 года, они оба были сожжены заживо по обвинению в ереси.
       Назад
  2. Борис Башилов. История русского масонства. Выпуски V-VI. "Община". Москва, 1993, стр. 60.
       Назад
  3. Елагин практиковал так называемую Английскую систему (с некоторыми небольшими искажениями), i.e. систему, принятую Великой Ложей Англии в 1717г. После того, как в 1759г. в Ангили была принята так зываемая Древняя Английская Система (родиной которой, несмотря на название, является Ирландия), Елагин постепенно перешел на ее ритуал, который был окончательно принят в России в 1770г. (первая ложа этой системы ‘Parfaite Union’ была зарегестрирована в1771г.).
       Назад
  4. Шведско-Берлинская система (иногда просто Шведская или Берлинская) была разработана доктором Циннендорфом в Берлине в середине XVIII века. Эта система принадлежит к типу Laxe Observatz, допускающей некоторое упрощение ритуала. Барон фон Райхель привез эту систему в Россию в 1771г.
       Назад
  5. O. O. Крижанiвська. Iсторiя Масонсьтва в Украiнi. Нацiональна Академiя Наук. Kиiв, 1997. стор.8.
       Назад
  6. A. N. Pypin. Chronological Index of Russian Lodges from the Masonry Implementation till Its Prohibition: 1731-1822. Published as a manuscript to be supplied and corrected. St Petersburg, 1907, pp. 26-27; Крижанiвська, 10.
       Назад
  7. Крижанiвська, 13.
       Назад
  8. Башилов, выпуск V-VI, 97.
       Назад
  9. G. V. Vernadsky. Russian Masonry in Reign of Katherine II. Printing Plant of Printers' Joint Stock Society. Petrograd, 1917, pp. 86-95.
       Назад
  10. Литературное Обозрение. Выпуск, посвященный Мистицизму, Символизму и Герметизму. Москва, 1994. №3, стр. 82-86.
       Назад
  11. Строгое Наблюдение предполагает точное следование ритуалу в малейших деталях.
       Назад
  12. Masonry in Past and Present. Vol. 1. Edited by S. P. Melgunov and N. P. Sidorov. "Zadrugi" and K. F. Nekrasov. Moscow, 1914. pp. 180-184.
       Назад
  13. Теоретикус – степень, которую члены Розенрейцерского Ордена могли получить по прослушивании Теоретического курса. "Теоретическим Градусом" также называли учебник, в котором был изложен этот курс. Он содержал в основном выдержки из Сендивогия, Веллинга и Гермеса Трисмегиста.
       Назад
  14. Вернадский, 150-153.
       Назад
  15. Masonry in Past and Present. Vol. 1, 191-193.
       Назад
  16. Masonry in Past and Present. Vol. 2. Edited by S. P. Melgunov and N. P. Sidorov. "Zadrugi" and K. F. Nekrasov. Moscow, 1915, pp. 18-22.
       Назад
  17. Masonry in Past and Present. Vol. 2, 27-37.
       Назад
  18. Vernadsky, 118-126.
       Назад
  19. Masonry in Past and Present. Vol. 1, 203-209.
       Назад
  20. Pypin, 369, 373-380; Vernadsky, 80-83.
       Назад
  21. Boris Bashilov. History of Russian Masonry. Issue VII-VIII. "Nash Sovremennik". Moscow, 1995, p.86.
       Назад
  22. Vernadsky, 135-136.
       Назад
  23. Крижанiвська, 14; Pypin, 36.
       Назад
  24. Крижанiвська, 15-16.
       Назад
  25. Bashilov, Issue VII-VIII, 85.
       Назад
  26. 500 Years of Gnosis in Europe. Amsterdam: In de Pelikaan, 1993, pp. 28-30.
       Назад






 Поиск  Стартовая страница > Религии и оккультные науки > Герменевтика  Карта